Совет старшеклассников
Совет старшеклассников является исполнительным органом ученического самоуправления в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Калуги, целями которого является вовлечение школьников в воспитательную деятельность школы, социализация и формирование их активной жизненной позиции. Включает учащихся 8-10 класса.
С 2022 года руководителем Совета старшеклассников является советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными организациями Антонова А.А.
Целями Совета старшеклассников является вовлечение школьников в воспитательную деятельность школы, социализация и формирование активной жизненной позиции.
Задачами деятельности Совета старшеклассников являются:
- развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний и умений, навыков коллективной и руководящей деятельности4
- развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;
- обучение органов ученического самоуправления активным формам работы по приоритетным направлениям воспитания;
- оказание помощи учащимся в познании себя и окружающих, в адаптации к жизни, социальной защите их прав и интересов во всех сферах жизнедеятельности, в осознании того, что личностное проявление возможно только в коллективе;
- выявление и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося с учетом его возможностей;
- способствование воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся в школе и вне её, выполнение всеми школьниками правил внутреннего распорядка для учащихся.
Работа Совета старшеклассников организуется на основе планирования и текущих дел в соответствии с планом воспитательной работы.
Члены Совета старшеклассников принимают участие в школьных, городских и всероссийских акциях, являются организаторами школьных КТД:
- праздничные КТД, украшение рекреаций школ, съёмка поздравительных видео-роликов, тематические классные часы и викторины;
- участниками городских и всероссийских акций, мероприятий, форумов и фестивалей (городская акция «Память сердец»; всероссийские акции «Письмо солдату» и «Посылка солдату», «Письмо Победы»; Региональный фестиваль ученического самоуправления).
Школьная детская организация «УНИКУМ»
С 2011 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» действует детская организация «УНИКУМ». С 2021 года руководителем ШДО «УНИКУМ» является советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными организациями Антонова А.А.
С 30.03.2023 ШДО «УНИКУМ» является первичной структурой, входящей в состав общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации Российское движение детей и молодёжи «Движение первых».
Членами организации являются учащиеся 5-7 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Калуги.
Орган управления существует в виде Совета школьной детской организации «УНИКУМ», в который входят по два представителя от 5-7 классов. Председатель Совета школьной детской организации «УНИКУМ» выбирается тайным голосованием из его членов.
В своей деятельности детская организация руководствуется Законом РФ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом школы, Положением о ШДО «УНИКУМ» и локально-правовыми актами школы.
В юношеском возрасте формируется представление человека о себе, о своем месте в мире, жизненных ценностях и целях. Взрослеющий человек на качественно новом уровне познает как физический мир, так и мир человеческих взаимоотношений. От того, насколько серьёзно, глубоко и, в то же время, позитивно протекает этот процесс, напрямую зависят дальнейшие жизненные успехи человека. Поэтому очень важно помочь в поиске себя, друзей и единомышленников, социально-значимой сферы приложения его сил и талантов. Принципиально значимую роль в этом поиске может сыграть работа в команде, где дружеская, доверительная атмосфера позволит каждому ученику получить позитивный опыт деятельности в интересах других людей, раскрыться творчески, получить навыки социализации, нарастить знания и опыт, которые помогут ему во взрослой жизни.
Целями детской организации «УНИКУМ» являются:
- сплочение коллектива учащихся на основе общих идей и интересов;
- обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации школьников в соответствии с их потребностями;
- формирование гражданско-патриотического сознания, развития чувства сопричастности к судьбе Отечества, нравственных позиций.
Задачи детской организации «УНИКУМ»:
- организовывать школьный досуг учащихся (планирует, проводит подготовительную работу и проведение событий и мероприятий);
- обеспечивать условия для становления личности, развития интеллектуальных, творческих и лидерских способностей детей;
- обучать детей основам организаторской деятельности по разным направлениям, умениям и навыкам общения, работы в коллективе;
- воспитывать социальные качества личности (доброту, порядочность, ответственность, любовь к Родине, патриотизм и гражданскую активность);
- создавать условия для реализации потребностей в удовлетворении психических и возрастных особенностей, нарастающего чувства взросления, общения со сверстниками;
- участвовать в городских и областных программах и мероприятиях.
В содержании деятельности ШДО «УНИКУМ» следует выделить основные направления работы:
- социальное;
- духовно-нравственное;
- гражданско-патриотическое;
- экологическое;
- общекультурное;
- спортивно-оздоровительное;
- общеинтеллектуальное;
- профориентационное.
Работа детской организации «УНИКУМ» организуется на основе планирования и текущих дел в соответствии с планом воспитательной работы.
Члены детской организации «УНИКУМ» принимают участие в школьных, городских и всероссийских акциях, являются организаторами школьных КТД.
Российское движение детей и молодёжи «Движение первых»
30 марта 2023 на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» было торжественно открыто первичное отделение Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых».
В первичное отделение Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» входят:
«Орлята России» (1-4 классы);
отряд ЮИД (1-4 классы);
отряд ДЮП (1-4 классы);
юнармейский отряд «Беркут» (5-11 классы);
отряды школьной организации «УНИКУМ» (5-7 классы);
Совет старшеклассников (8-11 классы).
Инициаторами открытия первичного отделения Движения стала администрация школы в лице директора Трошкиной И.В., заместителей директора Писаренко С.Ю., Тихоновой Л.В., Шумаковой В.И., советника директора по воспитанию Антоновой А.А и группы активистов школы.
«Орлята России»
С 2022 года преподаватели и учащиеся 1-4 классов начали работу по программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России».
Цель программы - формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачами программы являются:
- Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России.
- Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
- Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
- Развивать творческие способности и эстетический вкус.
- Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре.
- Воспитывать уважение к труду, людям труда.
- Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
- Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру.
- Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально-коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности».
Структура построения курса предлагает возможности для проявления творческой энергии каждого ребенка, для развития его инициативы, формирования активной позиции юных граждан страны.
В структуре курса:
- заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка;
- учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них;
- цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми трекам.
1. Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплоченности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.
2. Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. В этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учебе.
3. Трек «Орлёнок-Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание.
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.
4. Трек «Орлёнок - Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворенности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
5. Трек «Орлёнок - Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
6. Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок - Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
7. Трек «Орлёнок - Хранитель исторической памяти
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы в рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.